Виртуальные музейные экспозиции

20 ноября 2014 г.
Виртуальные музейные экспозиции

В восьмидесятых некий Бруно Майгис вылил серную кислоту на знаменитую картину «Даная», написанную гениальным Рембрандтом и выставленную в Эрмитаже.

Организация виртуальной экспозиции

На протяжении 12 лет проводились восстановительные работы. Картину поставили за толстое бронированное стекло в питерском музее, и практически незаметным стал красочный слой (за перегородкой из стекла), когда посетители желали внимательно любоваться техникой голландского гения.

На сегодняшний день копия данной картины наличествует в омском музее. Как утверждают искусствоведы, в принципе, отсутствует разница, где смотреть на данную картину – в питерском музее или же в Омске. Даже широкоформатный экран, на котором демонстрируется эта картина, все равно показывает красоту этой картины, открывает многие данные этого шедевра. Вот почему сегодня все чаще задумываются об открытии виртуальных галерей, которые должны:

  • продлить жизнь многим шедеврам искусства;
  • привлечь новых поклонников и ценителей к ним.

Имеются в виду виртуальные графические проекции знаменитых картин. Они позволяют избегать расходов на страховку, поскольку в случае перевозки настоящих полотен и организации их экспозиций, эти расходы оказываются существенными.

Поскольку начинают появляться виртуальные галереи, музеям не приходится тратить средства на содержание и использование автомобильного транспорта. Опять же – необходимы расходы на страхование транспорта, а в случае перехода музея на показ виртуальных галерей такие затраты аннулируются. Как известно, самые крупные расходы по данной статье связаны с комплексным автострахованием, но и автогражданское страхование и каско тоже считаются.

Куда можно потратить средства?

Освободившиеся средства могли бы идти на процессы реставрации повредившихся картин или же на ремонт музея. Как прогнозируют эксперты, многие мировые музеи, расположенные на сегодняшний день в старых особняках, вынуждены будут прибегнуть к сокращению числа посетителей, иначе здания начнут разрушаться. Та же комендантская лестница, находящаяся в Эрмитаже, еще недавно была в ужаснейшем состоянии, пока не провели дорогостоящую реставрацию.

Как подсчитали специалисты, общие расходы на страхование в отечественных музеях обходятся в миллиард долларов и даже превышают эту сумму. Например, любая транспортировка полотен, когда устраиваются выездные экспозиции, нуждается в страховании и это уже дополнительные финансовые затраты, избежать которые можно при организации виртуальных галерей.

Благодаря идеальным копиям картин, выполненным на трехмерных принтерах, можно касаться экспонатов и специальные модуляторы запахов создают особенную атмосферу, которая напоминает художественную мастерскую. Все это будет способствовать развитию так называемого культурного туризма.

Пожалуй, кто будет против массового отказа от организации выездных экспозиций, так это отечественные страховые компании. Они рискуют потерять солидные деньги из-за этого. Хотя статистика показывает, что процент, получаемый страховщиками от таких страховок, оказывается достаточно невысоким по сравнению с их другими доходами.

Кстати, практика все равно показывает, что у отечественных страховщиков наличествуют явные проблемы в области страхования предметов искусства и всех процедур, связанных с их перевозкой. Эти проблемы, прежде всего, касаются отсутствия подходящих кадров, которые могли отличать поддельную картину от оригинальной, правильно рассчитывать возможные риски и так далее. Известно, что 20 процентов тех же картин Айвазовского и 60 процентов работ Сомова, встречающихся в мире, являются подделками. Определить оригинал от подделки возможно за счет дорогостоящей экспертизы, но средств на это далеко не всегда достаточно.

Около восьми лет назад один крупный финансист приобрел известную картину Пикассо за 90000000 долларов, но у него не получилось застраховать данное полотно в нашей стране. Отныне картина не выставляется публично и даже точно неизвестно, где она находится. Зато ее наблюдение оказывается возможным благодаря виртуальным экспозициям. Они оказываются ничуть не хуже, чем показ оригинальной картины.