О роли пятна в художестве

25 ноября 2014 г.
О роли пятна в художестве

Пятно в художественном творчестве может быть выразительным элементом декоративной живописи. Оно, действительно, играет особенную роль в данной области.

Важность живописного пятна

Не зря же художники называют многозвучное пятно основным элементом в композиции цветов. След от кисти способен передать различные цветовые сочетания, открывает новые возможности живописи. Одно из заданий для начинающего художника связано с созданием условных композиций с использованием определенной тематики.

Образный композиционный строй раскрывается посредством цветового строя пятен. Подобная гармония способна развивать конкретные чувства у каждого зрителя. Нее зря же французский художник Делакруа говорил о том, что функция хорошей картины заключена в способности становится праздником для человеческого глаза.

Пятно содержит в себе определенные линии, тона, расцветки, собрание точек. Живописные пятна обладают разными модулями и нередко используются, например, в картинах мозаичной живописи – прием демонстрируется теми же:

  • импрессионистами;
  • пуантилистами.

Можно выделить несколько диапазонов, на которых идет построение пятновой живописи. Одной из задач декоративной живописи оказывается стремление достичь максимальных показателей плотности сделанного изображения. Иногда у описываемой живописи наличествует незначительная глубина – в таком случае живопись оказывается условной и силуэтной.

При необходимости декоративная композиция стилистически меняется, может даже приблизиться к беспредметности и абстракции. Достижение выразительности возможно за счет творческой интуиции, которая будет сочетаться с умениями создавать композиционные основы, умениями разбираться в цветах. Реалистичная живопись делается на основании небольшой нюансировки небольших световых пятен, полутонов, теней, рефлексов и так далее. Благодаря плоскостному виду изображений создаются условные и вместе с тем реалистичные образы внутри художественного пространства.

Построение выразительной композиции осуществляется на основании того, что сочетаются цветные плоскости, которые отличаются по показателям светлоты, цветовым тонам, данным насыщенности. Представленная техника отличается тем, что часто используется в народной росписи (можно вспомнить, например, гжельские изделия).

Или же картины Тона Шультена, известного современного мастера, сделаны с помощью гармоничных сочетаний плоскостей, которые оказываются выразительными по цветовой гамме и могут отличаться уникальностью. Чтобы восприятие было оригинальным важно обращать внимание на расцветку пятна, его конфигурацию. Несмотря на то, что пятно само по себе абстрактно, формально и не обладает предметом, зато способно воздействовать на зрителя посредством окраски, композиционной структуры, формы и так далее.

Благодаря тому, что пятна соприкасаются друг с другом посредством круглых или же ломаных краев, создается лаконичный образ, несущий определенное настроение. Не секрет, что многие виды искусства родственны между собой, однако определенная своеобразность языка живописи присутствует. У него имеются собственные законы восприятия.

Какой должна быть картина

Иногда художника можно обвинить в том, что его картина получилась излишне «литературной». Это значит, что картина невыразительно, но литературно о чем-то рассказывает. Необходимо же, прежде всего, создание образа, организация определенного настроения, для чего используются разнообразные композиционные, а также живописные средства, вроде ритмики, контрастов, расцветок, характера и так далее.

Пластическое начало реалистического искусства всегда должно подчиняться смысловому началу. Можно говорить о беспредметности абстрактного искусства, которая может быть манифестом или нести конкретный смысл (он может быть скрыт, но полон эстетики и особенного настроения, вроде композиций Кандинского или Миро). Важными считаются понятия доминанты, субдоминанты, а также тоники для цветовых пятен. Все это прорабатывается в реализме, а также в декоративной и прикладной живописи.